В этом томе нашей библиотеки – все об аккумуляторах, что необходимо знать начинающему rc-моделисту. Как их заряжать, эксплуатировать и хранить, как подобрать нужный аккумулятор и на что его менять, когда придет время.
Аккумулятор, или аккумуляторная батарея, или АКБ – элемент питания, который снабжает вашу модель энергией для движения и функционирования всех электронных систем. В каждой модели их два – один в корпусе самой модели, другой питает пульт дистанционного управления.
Какой аккумулятор подойдет к вашей модели
Самое важное, что вам нужно знать при покупке модели – производитель всегда подбирает к модели АКБ, наиболее подходящий по энергоемкости и режиму работы. Во избежание перегрева и нештатной нагрузки на двигатель рекомендуется и в дальнейшем выбирать аналогичные по параметрам АКБ для этой же модели. Однако многие прибегают к тому, что наращивают мощность модели за счет установки более мощного аккумулятора. Нужно отметить, что это решение всегда принимается на свой страх и риск, так как всегда есть вероятность ошибиться с расчетом электрических параметров и вывести модель из строя. Гарантийным такой случай точно не признают.
Кроме того, у регуляторов rc-моделей есть требования по совместимости с АКБ по вольтажу, и вам стоит изучить эти параметры до покупки и замены элементов питания.
В нашей библиотеке вы найдете подробный гайд по самостоятельной замене аккумулятора, где есть правила подбора АКБ по мощности с его усилением.
Смена типа АКБ
Обратите внимание на тип аккумуляторной батареи. Существует несколько разновидностей, и в целом каждый из них подходит для использования на rc-моделях.
Типы батарей:
- Никель-кадмиевые
- Никель-металлгидридные
- Литий-полимерные
- Литий-ионные
При смене АКБ с одного типа на другой при той же мощности просто переставить батарею не получится. Убедитесь, что регулятор в вашей модели поддерживает батарею этого типа, и по инструкции переключите регулятор на соответствующее энергопотребление.
Как заряжать и хранить аккумуляторную батарею rc-модели
Никель-кадмиевые аккумуляторы
Никель-кадмиевые аккумуляторы применяются все реже, есть тенденция к их замене в различной аппаратуре на литий-полимерные. Тем не менее, если у вас именно такой тип аккумулятора, запомните несколько правил.
- Перед зарядом аккумулятор полностью разрядить. Современные зарядные устройства умеют это делать автоматически, если у вас именно такое, то все произойдет само. Если же такого под рукой нет, разрядку необходимо осуществить самостоятельно.
- Научитесь рассчитывать время полного заряда батареи, чтобы не превысить максимум при зарядке на устройстве, которым комплектуется модель.
- Хранить никель-кадмиевую батарею следует в полностью разряженном состоянии.
Никель-металлгидридные
Никель-металлгидридные батареи боятся трех вещей – перегрева, глубокого разряда и сильного перезаряда. Простейшие зарядные устройства также требуют от пользователя самостоятельного подсчета времени полного заряда, чтобы эффект памяти не сократил полезный ресурс АКБ такого типа. Автоматические зарядники с системой контроля умеют отключать режим заряда без вмешательства со стороны пользователя.
Литий-полимерные
- Li-po батареи не следует разряжать полностью и заряжать до полного уровня заряда только перед использованием. Пограничные значения снижают срок службы батареи, поэтому оптимально соблюдать средние значения, чтобы заряжать на 40-60% и продолжать эксплуатацию
- Минимальное напряжение – 3,2 вольта.
- Проверьте, есть ли в вашей модели контроллер заряда-разряда (во всех современных моделях он есть), кроме того, порой такой контроллер встроен в сам аккумулятор. В противном случае рекомендуем следить за уровнем самостоятельно.
- Хранить литий-полимерную батарею лучше всего в не полностью заряженном состоянии (примерно 70%), и если вы не планируете их применение в течение 3 и более дней, лучше их слегка разрядить. Ввиду того, что раз в год и палка стреляет, на длительное хранение лучше класть их в огнеупорный контейнер. Также для хранения рекомендуем использовать мешок для зарядки и хранения литий-полимерных аккумуляторов.
Литий-ионные
- Аккумулятор такого типа не любит полной разрядки. Если вы видите, что уровень заряда близок к нулю, перестаньте его применение и зарядите. Перед хранением учтите, что существует явление саморазряда, поэтому не оставляйте АКБ надолго, периодически подзаряжайте их.
- Полный заряд батареи сокращает ее ресурс, поэтому рекомендуем на 10 циклов неполной подзарядки только 1 полный цикл.
- Особые требования есть к температуре – лучше всего заряжать АКБ при комнатной температуре. После эксплуатации на холоде дайте ей полежать в комнате 4-5 часов.
Универсальные зарядные устройства
Скорее всего, приобретя новую rc-модель, вы будете иметь дело с литий-полимерным аккумулятором. Для его оптимальной эксплуатации на долгое время рекомендуем иметь универсальную зарядку. Тому есть ряд причин:
- УЗУ умеет переводить аккумулятор в режим хранения,
- Устройство контролирует заряд в рекомендуемых границах
- Опытные пользователи с его помощью имеют возможность вернуть к работоспособному состоянию даже переразрядившийся аккумулятор.
- Также для металлгидридных АКБ УЗУ имеет режимы полной разрядки и дозарядки.
- У данных устройств имеется функция цикличной зарядки для тренировки ёмкости металлгидридных АКБ.
Надеемся, что эта информация была для вас полезной. Следите за новыми статьями в нашей библиотеке знаний.